Home / Новости культуры / 27 оттенков женского в Доме Мастера

27 оттенков женского в Доме Мастера

27 оттенков женского в Доме Мастера

Накануне 8 Марта в Липецке в художественном музее имени Виктора  Сорокина — Доме Мастера открылась выставка «Женские образы в изобразительном искусстве XX века». Жемчужина вернисажа — портрет кисти автора «Богатырей» и «Аленушки» Виктора Васнецова. Воронежский областной художественный музей имени Крамского передал 27 женских портретов, созданных разными художниками в разных стилях на протяжении прошлого столетия, для экспонирования Липецке.

От реализма к модернизму

Самая ранняя работа датируется 1917 годом, а завершают галерею женских образов портреты, написанные в 90-х годах.

— Тема женщины, ее внут­реннего мира и отношения к ней в разные исторические эпохи всегда занимала особое место в изобразительном искусстве, — говорит заведующая Домом Мастера Надежда Шаршакова. — Из века в век женщины неизменно вдохновляли мастеров на создание величайших произведений. Несмотря на то, что выставка открылась накануне Женского дня и составлена исключительно из женских портретов, наша экспозиция, в том числе, о прошлом и настоящем нашего изобразительного искусства и творческом поиске живописцев. О том, как от реализма художники переходили к импрессионизму и модернизму, к смелым, на тот момент времени, графическим решениям. В том числе и в жанре женского портрета.

Старая школа

Авторы нескольких работ, написанных в первой половине прошлого века, — именитые воронежские живописцы, выпускники Ленинградской академии художеств. Представители классической реалистической русской школы живописи. Со свойственной ей манерой письма и подбора мазков и красок — мягких и спокойных.

Жемчужиной этой части вернисажа, без сомнения, является написанный в 1917 году женский потрет кисти Виктора Васнецова. Того самого, что знаком каждому как автор хрестоматийных былинно-исторических полотен: «Богатыри», «Аленушка» и «Витязь на распутье».

— Васнецов-портретист наименее известен широкой публике, — рассказывает Надежда Шаршакова. — Он никогда не писал заказных портретов, лишь людей близких ему, дорогих или интересных какой-то своей характерностью. У мастера есть прекрасные портреты, например его дочери-художницы Татьяны Викторовны Васнецовой, которая вместе с отцом посвятила всю свою жизнь искусству. А вот к единому мнению о том, кто позировал ему на портрете из фондов музея Крамского, исследователи творчества Васнецова пока не пришли.

Еще один реалистичный и пронзительный портрет из экспозиции, героиня которого также осталась неизвестной, был написан в 1942 году. Это одна из работ серии портретных рисунков раненых и больных, созданных в начале 1940-х годов Виктором Вакидиным в военных госпиталях Москвы, где впоследствии ставший известным график и иллюстратор книг проходил курс лечения.

Красота без подоплеки

По соседству с «реалистами» расположились портреты, сделанные художниками, творившими в начале хрущевской оттепели. На холстах появляются непривычно яркие краски. Представители «неофициального искусства» стремились в первую очередь отразить красоту модели, обращаясь к незатейливым портретам без какой-либо идейной подоплеки, убрав с полотна идеологические составляющие.

О чем, например, думает расслабленная и спокойная девушка на портрете художника Евгения Хорошилова? Об этом можно только предполагать. Но точно не о производственных показателях.

Такая же беззаботность на лице героини портрета художника Михаила Лихачева. Женщина позировала в домашней обстановке, надев новый, возможно, подаренный накануне супругом, халат. И такая вольность в выборе сюжета, даже в те годы, требовала от портретиста определенной смелости.

Дама поставангарда

Новое время, новые живописные приемы и поиск новых путей развития. Наиболее интересная из представленных на выставке работ второй половины прошлого века — портрет дамы, выгуливающей собачку, написана в 1971 году. Она вторая из картин экспозиции, после полотна Васнецова, по размеру заявленной страховой стоимости.

Ее автор — Федор Семенов-Амурский, считается одним из первых представителей московского поставангардизма. Его работы наивны по технике и порой фантастичны по сюжету. А впечатления пространственности он стремился достичь цветовыми пятнами различной насыщенности. Из-за отхода от принципов трехмерного изображения объемов и тяготения к плоскостным решениям Семенов еще в 1940-е годы был неоднократно клеймен как формалист. Художника лишили возможности выставляться на крупных выставках. По достоинству искусствоведы оценили картины Семенова-Амурского лишь с началом перестройки. Но сам живописец до этого времени не дожил. Сегодня его картины хранятся и в Третьяковской галерее, и в Русском музее как свидетельства одного из важных этапов развития отечественной живописи.

Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве XX века» продлится в художественном музее имени В.С. Сорокина — Доме Мастера (ул. Ленина, д. 2) до 28 апреля. Записаться на экскурсию можно по телефонам: (4742) 27-77-18 и 27-88-95. (6+).

Фото Ольги Беляковой

Источник

 

Смотрите также

В Липецке показали премьеру фольклорно-этнографического спектакля «Память сердца»

Он посвящен 70- летию Липецкой области В Липецке состоялась премьера фольклорно-этнографического спектакля. Песни, диалекты и обычаи жителей Липецкой …

Тихон Задонский, Галичья гора и «Русборг» признаны живым наследием России

На Втором российском фестивале «Живое наследие», состоявшемся на площадках Общественной палаты РФ в Москве, опубликовали …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.