Home / Новости культуры / История Дома Мастера

История Дома Мастера

Июль 19, 2020 19:03

Какой дворянский особняк в Липецке всегда был открыт для простого люда, что стало поводом для конфликта между электриками и телеграфистами в начале прошлого века и где загорелись первые в городе электрические лампочки? А также о жильцах знаменитого дома рассказывает краевед Алексей Нарциссов.

Словно сказочный домик на горе, на перекрестке трех дорог (улиц Зегеля, Ленина и Петровского спуска) и напротив Христорождественского собора, расположился изящный старинный особняк. В этом году зданию исполняется 110 лет. Липчанам оно известно как Дом провизора Вяжлинского. сейчас там располагается художественный музей имени Виктора Сорокина — дом Мастера.

«Взаимная польза»

Сто лет назад здание, построенное в стиле модерн, выглядело еще необычнее. Выпуклые наружу окна давали особый эффект: даже в пасмурные дни дом переливался и лучился светом. До революции Дворянская, на углу которой и стоит особняк, была парадной улицей города, здесь располагались самые богатые усадьбы, и вход для простого люда туда был закрыт (с двух сторон улица охранялась городовыми). Но аптекарский дом стал исключением. К нему народная тропа не зарастала.

До наших дней внешний облик здания лишь немного изменился: заложен вход с угла, на дворовом фасаде разобрана веранда, утрачено первоначальное парапетное ограждение, а в 1990-е годы внутреннюю планировку переделали под музей. Дутые стекла в оконных проемах заменили на обычные.

— Официально считается, что дом построен в 1910 году по проекту тамбовского епархиального архитектора Владимира Ивановича Фреймана. Но, роясь в тамбовских архивах (уездный Липецк относился к Тамбовской губернии), я узнал, что проектирование интерьера осуществлялось по чертежам моего деда Александра Ивановича Нарциссова. Разбираясь в семейной истории, я выяснил, что дед собирался построить в этом месте дом для своей семьи, но в том же году планы поменялись, — рассказывает Алексей Нарциссов.

В доме поселился тамбовский аптекарь Виктор Константинович Вяжлинский. В Липецке он пользовался огромным уважением, никогда не отказывал в помощи бедным людям. Известна добрыми делами и его сестра — Мария Константиновна, она служила начальницей Липецкой женской гимназии.

На первом этаже здания размещался аптекарский магазин «Взаимная польза». На втором находились жилые помещения семьи Вяжлинских: большая угловая комната, три небольших спальни и кухня. Подвальное помещение использовалось под склад.

Горожане приходили к Вяжлинскому за лекарствами, а еще за письменными принадлежностями, косметическими средствами и парфюмерией. Кроме того, Виктор Константинович издавал открытки с видами города, которые продавал в своем магазине. По сути, это был мини-универмаг.

И появился свет

Но заслуга Вяжлинского не только в том, что он снабжал липчан лекарствами и необходимыми в быту товарами. Купив дом, он первым в городе провел в него электричество, снабдив электроэнергией и соседей. В начале XX века уличные фонари и жилые дома в городе освещались керосиновыми лампами. И это в то время, когда вся Европа уже была залита электрическим светом!

— В тамбовском архиве я обнаружил интересную документацию и чертежи, из которых стало известно, что именно Вяжлинский решил установить в подвале своего нового дома электрогенератор. В 1911 году он подал прошение в строительное отделение Тамбовского губернского правления, в котором предлагал в своем новом доме соорудить электрическую станцию. Он планировал осветить не только свой магазин и квартиру, но и часть энергии дать другим жителям улицы. вместе с прошением Вяжлинский представил план освещения. Но ему отказали. В городе уже существовали телефон и телеграф, и проводить электрификацию можно было только по согласованию с техническим отделением Тамбовского почтово-телеграфного округа. Связисты боялись, что при устройстве осветительных приборов электрики могут повредить провода, — рассказывает Алексей Нарциссов.

Первый электрогенератор фирмы «Сименс и Гальске» смонтировали в подвале дома в 1911 году. Там был установлен генератор динамо-щиток, которым управлялся процесс подачи энергии в дома знатных горожан. После долгих трений между электриками и связистами в Липецк приехал главный механик связистов из Тамбова. Он лично убедился в том, что электричество связи не помеха, и конфликт был исчерпан.

В архивных документах указаны и предполагаемые усадьбы, которые освещались электричеством от генератора. Это дома городского главы Митрофана Клюева, а из государственных уч­реждений — духовное училище и земская управа. В списке избранных оказались также усадьбы помещиков Сатина, Быхановой, Афанасьевой, Раковой, Крюковой. Мощности первой липецкой электростанции хватало на 70 ламп накаливания. Здания освещались так называемыми «лампочками Эдисона», довольно экономичными, мощностью 15 – 25 ватт.

Начало было положено, но развитие электричества в городе, как, впрочем, и во всей России, затормозила сначала Первая мировая война, затем революция и Гражданская война.

Однажды ночью постучали

После революции Вяжлинские вынуждены были покинуть свой дом. Как сложилась их дальнейшая жизнь — достоверно не известно.

В 1919 году в особняке поселился врач из Твери Николай Яковлевич Симонович. В памяти старожилов он остался как умнейший и добрейшей души человек, неистовый поклонник творчества Льва Толстого. Он планировал перебраться на липецкую землю еще до революции: в Тюшевке, неподалеку от уездного центра, жила его сестра, известная художница Нина Яковлевна Симонович-Ефимова. С собой Николай Яковлевич привез семью — мать, дочь и племянника. Для работы он захватил оборудование, необходимое для химико-бактериологической лаборатории. Получив согласие органов здравоохранения, много лет занимался медициной, но деньги за анализы и лечение брал только с состоятельных липчан. Бедные шли к доктору со всей округи, зная, что Симонович никогда не откажет в помощи.

Николай Яковлевич был творческим человеком, в доме часто светились окна, хозяин регулярно устраивал вечера для липецкой детворы. Но судьба владельца, потомственного интеллигента, оказалась печальной. Арестовали его по ложному доносу: кто-то сообщил, что Симонович занимается политической Деятельностью. Однажды ночью в дом постучали, при обыске ничего «политического» не нашли, но владельца увезли на черной машине. больше он не вернулся, считается, что сгинул в лагерях.

Сестра Нина Яковлевна, бывавшая в доме со своим мужем — талантливым художником и скульптором Иваном Семеновичем Ефимовым, прожила долгую жизнь. В десятые-двадцатые годы прошлого века она создала липецкую серию миниатюр. В них уютные дворики, дома с узорчатыми наличниками, аллеи Нижнего парка и склоны Каменного Лога.

Подарок художнику

В советское время в здании располагались разные организации — и горком ВКП(б), и райком КПСС, и управление топливной промышленности. В конце восьмидесятых разгорелись жаркие споры по поводу дальнейшей судьбы особняка. Сначала решили передать его под областной литературный музей. Даже объявили сбор денег на его создание. Средства собрали, сняли кровлю, и месяц дом простоял без крыши. За это время он промок до основания, потеряв былой вид. Литературный музей так и не открылся.

С 1992 года в здании располагается Художественный музей имени Виктора Семеновича Сорокина. Липецкие власти подарили дом художнику под мастерскую к его восьмидесятилетию, в честь выдающихся заслуг перед областью.

В Липецке Виктор Семенович жил с 1957 года, до этого с 1948 года работал преподавателем живописи в Елецком художественном училище. При жизни в нашем регионе его работы завоевали признание, стали широко известны любителям живописи. Он активно участвовал в художественных выставках — всесоюзных, всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных, областных. Излюбленные жанры художника — натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет.

В старинном здании Сорокин работал и выставлял свои полотна вплоть до своей смерти в 2001 году. С 2007 года Дом Мастера становится филиалом областного художественного музея. В последние три десятилетия здесь часто собираются творческие вечера, проходят выставки, звучат стихи и музыка.

Само здание состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Это один из лучших на территории области образцов городского особняка, сооруженного в стиле Модерн.

Марина Полякова, "Липецкая газета"

Источник

 

Смотрите также

В Липецке показали премьеру фольклорно-этнографического спектакля «Память сердца»

Он посвящен 70- летию Липецкой области В Липецке состоялась премьера фольклорно-этнографического спектакля. Песни, диалекты и обычаи жителей Липецкой …

Тихон Задонский, Галичья гора и «Русборг» признаны живым наследием России

На Втором российском фестивале «Живое наследие», состоявшемся на площадках Общественной палаты РФ в Москве, опубликовали …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.