Home / Новости экономики / Подлодка не вернулась в родную гавань

Подлодка не вернулась в родную гавань

Июль 25, 2020 11:01

В воскресенье, 26 июля, отмечается день Военно-морского флота России. А месяц назад исполнилось 96 лет со дня рождения нашего земляка, моряка-подводника Вячеслава Казьмина, погибшего при исполнении  воинского долга в августе 1945 года.

Сведения об этом человеке по крупицам собрал в военных архивах капитан I ранга в отставке, участник ветеранских организаций из Калининграда, поисковик Михаил Пыресин. Он выяснил, что Вячеслав Казьмин родился 25 июня 1924 года в Липецке. Кстати, в этот же год и был образован Военно-морской флот.

Из Ленинграда во Владивосток

Когда Вячеславу исполнилось шесть лет, его семья переехала в Елец. С детства, пуская кораблики в водах Быстрой Сосны, романтичный развитый мальчишка грезил о море, путешествиях и приключениях. А в 13 лет твердо решил стать моряком. После окончания школы поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Случилось это в июне 1941 года. Казалось, давняя мечта об океанских походах сбывается. Но тут грянула Великая Отечественная война. Всех абитуриентов и первокурсников из Ленинграда отправили во Владивосток — в Тихоокеанское высшее военно-морское училище, где молодежь осваивала флотскую премудрость почти до конца войны.

В апреле 1945 года, после успешной сдачи экзаменов, лейтенант Казьмин был назначен командиром минно-торпедной группы боевой части (БЧ-3) подводной лодки «Л-19», входившей в состав бригады подлодок Тихоокеанского флота. Этот корабль не раз ходил в боевые походы и считался одним из лучших. Его экипаж в конце 1944 года в полном составе откомандировали на Северный флот, где в то время требовались опытные моряки. Что касается «Л-19», то тут формировалась новая команда, в которую вошел и новоиспеченный офицер, наш земляк.

Бояться нечего

Новый экипаж подлодки, отточив слаженность и мастерство на учениях, стал лучшим на Тихоокеанском флоте по торпедным стрельбам. За это коллективу вручили переходящий приз — бюст маршала Советского Союза Климента Ворошилова.

В этом успехе немалая заслуга командира минно-торпедной группы БЧ-3, лейтенанта Вячеслава Казьмина. В письме родителям, датированным 26 июля 1945 года, он писал в Елец о том, что специальность у него интересная, а главное, не опасная, так как: «Механизмы на лодке замечательные и всяких «заеданий» бояться нечего». молодой офицер предупреждал родителей, что писать письма часто теперь не сможет, поскольку свободного времени в обрез (видимо, он знал о предстоящем боевом походе). Увы, это было его последнее письмо домой.

На боевом дежурстве

Спустя месяц после Победы в Великой Отечественной войне Советское правительство, выполняя союзнические договоренности, объявило о вступлении СССР в войну с Японией.

Командование вооруженных сил готовило операцию по высадке войск на остров Хоккайдо. Флот должен был переправить десант в японский порт Румой. Для разведки, а также прикрытия наших надводных кораб­лей к берегам противника заранее направили подлодку «Л-19». Ее экипажу предписывалось выйти из бухты Улисс во Владивостоке 19 августа для разведки подходов к порту и для атак вражеских судов в этом секторе.

Прибыв на позицию 21 августа, капитан «Л-19» доложил о том, что в южной части заданного района мин не обнаружено и что дозорных кораблей там тоже нет. На следующий день подводники получили новый приказ: «Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин».

Связь прервалась

В ответ командир «Л-19» сообщал командованию: «…Потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румой (на самом деле он тоже затонул, не добравшись до порта. — Прим. Р.Д.). Дозоров нет, обследовал весь район — мин нет».

А 23 августа в 15 часов 22 минуты от командира «Л-19» пришло последнее донесение: «Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00». Затем связь с субмариной прервалась, из боевого похода она не возвратилась.

Вероятными причинами гибели советской подводной лодки считаются подрыв на японских минных заграждениях при переходе пролива Лаперуза или же ее потопление неустановленной подлодкой, атаковавшей наш корабль накануне трагедии. На «Л-19» погиб весь экипаж — 64 человека, в том числе и наш земляк лейтенант Казьмин.

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество моряки подлодки посмертно награждены орденами Отечественной войны.

Памятник субмарине

Место гибели субмарины нашли в 2006 году на глубине 53-х метров к югу от скалы Камень опасности. По приказу командующего Тихоокеанским флотом проходящие здесь корабли отдают дань памяти погибшим морякам.

Во Владивостоке, в бухте Улисс, стоит памятник «Л-19» — последнему советскому кораблю, погибшему во Второй мировой войне. Мемориал соорудили еще в 1960 году. Позднее с обелиском установили рубку подлодки класса «Л» (Ленинец). здесь ежегодно собираются моряки, ветераны, курсанты принимают присягу.

Во Владивостоке на мемориале «Боевая слава Тихоокеанского флота» установлены памятные плиты с фамилиями членов экипажей подводных лодок, в том числе и экипажа «Л-19». Их имена также выбиты на плитах Мемориала Славы на площади Победы в городе Южно-Сахалинске.

Виктор Магомедханов, Роман Демин

фото с сайта shturman-tof.ru

Источник

 

Смотрите также

Московская фирма за 330 млн рублей отремонтирует мост в Ельце

Теги: мостторги ООО «Уваровская передвижная механизированная колонна № 22» стало победителем торгов по поиску подрядчика для …

Выкупленный ростовской компанией липецкий завод «Тербунский гончар» сменил руководство

Ирина Коротких Источник  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.