Home / Политика / Сергей Иванов: Липецк становится «умным» городом

Сергей Иванов: Липецк становится «умным» городом

Среди важнейших тем, обсуждавшихся на недавнем Петербургском экономическом форуме, была и тема «умных городов». Ничего удивительного. Уже сегодня 73 процента россиян – горожане. И это при том, что не только мега-, но и прочие полисы, по мнению социологов, никогда не были идеальной площадкой для жизни. Однако таковыми, считают эксперты, их можно сделать. А вот как? Способны ли серые, безликие и даже агрессивные промышленные центры стать тёплыми, уютными, удобными, добрыми? На эти и другие журнала  «ЛГ: Итоги недели» ответил глава города Липецка Сергей Иванов

– Сергей Вячеславович, недавно вы возвратились из Петербурга. Если не секрет, с чем?

– Один из важных моментов – подписано соглашение с менеджментом Камского автозавода о тестовой эксплуатации в Липецке электробусов. СМИ уже рассказывали об этом. Но тем, кто пропустил, могу напомнить, речь о низкопольном электробусе КАМАЗ-6282. Это по-настоящему современная инновационная техника, ориентированная на человека и самые разные, в том числе жёсткие, условия эксплуатации.

В чём её преимущества? Салон просторен и удобен (особенно для пожилых людей), продвинутое оборудование позволяет достаточно быстро подзаряжать аккумуляторы на конечных остановках. Образно говоря, двадцать минут у розетки в триста восемьдесят вольт вполне достаточно для дальнейшего пробега в сто километров. Для города максимальная скорость в шестьдесят пять километров в час. Плюс спутниковая навигация и видеокамеры. Серийное производство машины начато на дочернем предприятии «КАМАЗа» в Нефтекамске. Более того, в опытном режиме электробус уже перевозит пассажиров Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Липецк станет четвёртой площадкой.

– Почему именно наш город? Может быть, электробусы своеобразная альтернатива навсегда уходящим с липецких улиц троллейбусам?

– Возможна и эта версия. А правда в том, что с электробусами сегодня экспериментируют очень многие города планеты. И не только сравнительно молодые – такие как Липецк с широкими и просторными автомагистралями, но и старые европейские центры с тесными улочками и историческими памятниками, большими пешеходными зонами. Это, кстати, общий тренд, обсуждавшийся в Петербурге на форуме. И это, в частности, та концепция развития, которую предложил и Липецку, и региону глава областной администрации Олег Петрович Королёв. И она будет реализована, потому что инновационна, потому что её главной целью была и остаётся достойная человека, хорошо и рационально организованная среда обитания. То, что мы движемся в правильном направлении, эксперты КАМАЗа как раз и оценили.

– Но инновации стоят денег. Во что, например, обойдутся городу электробусы, которые, как известно, дороже автобусов?

– Вы меня не поняли. Речь пока не о приобретении, а об испытаниях машин. В них КАМАЗ заинтересован не меньше Липецка. А значит, деньги на сегодня вторичны. Первичны результаты. Конструкция электробуса отработана, существенно увеличены сроки службы его основных узлов. Вроде бы не вызывают сомнений и другие преимущества электромотора перед двигателем внутреннего сгорания. И в частности, экологичность, бесшумность и экономичность. К тому же приобретение электротранспорта призвана стимулировать специальная программа госсубсидирования. Однако не очень ясно, как поведут себя электробусы зимой.

– Не «заведутся»?

– «Заведутся». Электробус можно эксплуатировать при температуре до –30 по Цельсию. Впрочем, экстремально низкие температуры случаются у нас не каждый год. А поэтому и основной вопрос в другом. Вы знаете, что электробус зимой на передвижение тратит меньше энергии, чем на обогрев. А вот сколько? И как это сказывается на оставшемся километраже, скорости, способности взбираться на подъёмы? Здесь нужны замеры, расчёты. Нужна полная информация, полученная в реальных, а не лабораторных условиях.

– И тогда?

– Мы будем очень рады, если новая техника успешно сдаст экзамен. Ведь электробус – это не просто ещё один шаг на пути к «умному городу», но и смена ориентиров в автомобилизации страны и региона. Двигатель внутреннего сгорания может и должен стать анахронизмом. Пусть и не сию минуту. Но уже сегодня нужно создавать парковки с зарядными системами, стимулировать приобретение электромобилей.

– Насколько знаю, концепция «умного города» предполагает приоритетное развитие не столько частного, сколько общественного транспорта…

– Та же самая концепция у областной и городской администраций. Мы за то, чтобы человек был мобильным. Но мобильным на иной, более рациональной, экономичной и экологичной основе. Вот сегодня регион вводит транспортные карты (в городе система безналичной оплаты проезда работает уже несколько лет). Как вы думаете, для чего? Самый простой ответ: транспортная карта – удобный способ безналичного расчёта. Да, конечно. Но не только. Это ещё и эффективный механизм организации, даже оптимизации взаимоотношений между муниципалитетом, перевозчиками и пассажирами. А кроме того, инструмент учёта и изучения транспортных потоков, корректировки графиков движения. Для того, чтобы регулировать количество трамваев и автобусов на линии, необходимо точно знать, куда и в какое время ездят липчане. Всё это, надеюсь, позволит сделать городской общественный транспорт более быстрым, удобным и дешёвым, чем личный автомобиль. Для начала хотя бы для поездок на работу. Впрочем, и одно это существенно улучшит и обстановку на дорогах, и качество воздуха, которым мы дышим.

– Муниципалитеты западных городов идут ещё дальше и стимулируют пешие и велосипедные прогулки. Как деловые, так и спортивно-экскурсионные. Разумеется, наш климат мало располагает к зимним велопробегам. И всё же…

– Велодорожки появятся. И уже в ближайшем будущем. Объявляется конкурс на проведение работ. А в качестве стартовой площадки выбран Каменный лог. Почему именно он? Дело в том, что лог делит Правобережье надвое. Спустившись в него, можно легко и безопасно, не пересекая ни одной из автомагистралей, добраться из спальных районов до Театральной пощади. Первая такая дорожка будет проложена из центра до моста, соединяющего площадь Победы с улицей Терешковой. Ну а затем протянется дальше. Параллельно планируется обустраивать лог и создавать всю досуговую инфраструктуру с пешеходными зонами, с живописными аллеями, с летними кафе и другими уютными уголками отдыха. Конечно, на многие проекты пока нет денег, а поэтому значительная часть петербургских встреч была сопряжена с поиском инвесторов, изучением опыта государственно-частного партнёрства. Чтобы сделать город лучше, максимально удобным и привлекательным, необходимо эффективно взаимодействовать с бизнесом и горожанами.

– Вся страна занялась сегодня реконструкцией дорог. Почему?

– Потому что именно с них начинается любое благоустроенное государство. Дороги – это то, что мы видим в первую очередь, что нуждается в огромной заботе. Ремонт, который проводится в нынешнем году, – лишь скромное начало. Первые сорок километров, а в общей сложности в Липецке предстоит обустроить пятьсот шестьдесят километров крупных городских автомагистралей и тихих улочек. При этом, выбирая адреса, город исходит из пожеланий жителей. Мы постоянно изучаем общественное мнение, анализируем содержание сайта «Убитые дороги» – портала неравнодушных. Приветствуем и критику. Но критику созидательную, конструктивную. Надеемся, повторяю, на участие горожан в общем деле. Ведь хорошие дороги – это вершина айсберга. А в идеале нужны ещё и газоны, деревья, клумбы. Нужны отремонтированные дома и дворовые территории, красивые и уютные площадки у магазинов, офисов фирм. Многие архитектурные студии предлагают сегодня комплексные проекты благоустройства территорий. Но подавляющее большинство предполагает участие в финансировании многих проектов самих жителей. В этом, конечно, есть резон. То, что построено за свой счёт, ни один нормальный человек крушить не станет. И другим не позволит. Вот только не привыкли мы пока вкладываться в общественные проекты.

– А зачем? Те же москвичи, например, дождались счастливого момента, когда город принял решение о сносе пятиэтажек и переселении обитателей хрущоб в отделанные в соответствии с последним писком градостроительной моды апартаменты, и ещё митингуют, требуя дополнительных льгот и привилегий. Почему бы не подождать счастливого будущего и липчанам?

– К сожалению, возможности столицы и областного центра несопоставимы…

– Понимаю. Но проблема пятиэтажек, общежитий остаётся актуальной и для нас. Липецкие хрущёвки строились в то же самое время, что и московские. Что с ними делать?

– Прорабатываются разные варианты. Но все идеи упираются в бюджет. На сегодня наиболее предпочтительно предложение привлечь к реконструкции домов частных инвесторов. Условия? Бизнесмены преображают пятиэтажки, делая привлекательными фасады, добавляя крохотным кухням квадратные метры, сооружая лоджии и наружные лифты. Ну а в качестве компенсации получают возможность надстроить один или два этажа и использовать их по собственному усмотрению. Но, подчёркиваю, это лишь один из возможных вариантов. Я всё-таки надеюсь, что Москва станет своеобразным пробным камнем, и алгоритмы решения проблемы пятиэтажек, которые будут отработаны в столице, впоследствии найдут применение и в провинции. Уверяю, если появится какая-то национальная программа переселения жителей хрущёвок, наш город обязательно станет её участником.

– Вернёмся к теме «умных городов». Что делает Липецк, чтобы соответствовать статусу «интеллектуального» областного центра?

– Если говорить об использовании электроники, то практически во всех новых микрорайонах, начиная с «Университетского», применяются «умные» технологии. На улицах устанавливаются видеокамеры, которые круглосуточно следят за порядком. Появляются системы, непрерывно диагностирующие состояние светофоров и при необходимости немедленно высылающие к ним бригаду ремонтников. В Интернете легко уточнить, где именно находится трамвай или автобус, на котором вы собираетесь отправиться на работу или на рынок, и в зависимости от этого скорректировать время выхода из дома. Домофоны, установленные в новых квартирах, позволяют не только открыть входную дверь гостю, но и связаться с коммунальными службами, аварийными бригадами, спасателями. Дома оснащаются «умными» тепловыми центрами, способными самостоятельно оценивать климатические условия на улице и в соответствии с ними увеличивать или уменьшать подачу тепла в квартиры. Наконец, вспомните, как вы оплачиваете коммунальные услуги…

– Включаю компьютер или достаю айпад…

– Вот именно. А совсем недавно надо было отправиться в Сбербанк и выстоять очередь. И это лишь начало. Обсуждаются и реализуются и другие планы, которые сделают нашу жизнь более интересной, комфортной, полноценной.

– Будем верить в это. Спасибо за беседу!

Источник

 


Смотрите также

Дебютная сессия соберет елецких депутатов 27 сентября

Удостоверения избранным членам горсовета шестого созыва вручили в администрации Ельца. 12 народных избранников получили «корочки» …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *