Home / Новости культуры / Собора Троицкого желтая игла…

Собора Троицкого желтая игла…

— Смотри, прям как в Санкт-Петербурге! — так, много лет назад сказал, впервые увидевший  величественный собор во имя Троицы Живоначальной в городе Чаплыгине, мой маленький сын. Вот уж, воистину, устами младенца… Сходство колокольни архитектурной жемчужины бывшего Раненбурга и здания Адмиралтейства в Петербурге действительно очевидно. И совсем не случайно. Но обо всем по порядку…

Свою историю Троицкий собор ведет с XVIII века. Первоначально, еще в петровско-меньшиковские времена, на его месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Божия Михаила, с каменной колокольней более позднего времени. После присвоения селу Слободское статуса города с официальным названием Раненбург церковь превратилась в городской собор. Из-за нового статуса обветшавший деревянный храм решили заменить новым.

Местный священник Исидор Дмитриев и купец Матвей Павлов в марте 1806 года обратились с прошением к архиепископу Рязанскому, где указали, что «усердием желают состроить вновь соборную каменную церковь, с двумя этажами».

По одной из версий для составления чертежей они обратились к столичному архитектору Андрею Воронихину, который в то время проектировал курорт Липецкие минеральные воды. В конце мая 1806 года был отведен земельный участок и положено начало строительству нового собора Святой Троицы. В процессе возведения храма был шестилетний перерыв, вызванный сначала тем, что в 1810 году в городе был большой пожар, уничтоживший массу деревянных строений. Затем, в 1812 году, началась война с Наполеоном, которая еще на несколько лет задержала возможность окончания строительства собора.

Денег после окончания войны у купцов не было, поэтому прихожане обратились в Священый Синод за субсидией, прося дать им заимообразно 20 тысяч рублей на завершение постройки собора. Необходимая сумма была отпущена, строительство возобновилось и через два года, в 1818 году, успешно завершилось.

Старая деревянная церковь была снесена, а колокольня сохранилась до 1836 года. В это время губернским архитектором Рязани стал Николай Ильич Воронихин, племянник известного зодчего Андрея Воронихина, автора знаменитого Казанского собора в Петербурге. Он унаследовал архивы своего дяди, по-видимому, нашел в них старые чертежи и в 1837 году запроектировал новую четырехъярусную колокольню. Строительство ее велось с 1840 года почти 10 лет.

Первоначально завершение колокольни планировалось купольное, но в процессе строительства было заменено Воронихиным на металлический 20-метровый шпиль по типу шпиля Адмиралтейства в Петербурге. Вместе с ним высота колокольни достигла внушительных 72-х метров.

Таким образом собор Святой Троицы, расположенный на главной улице города Чаплыгина, был сооружен в 2 этапа: вначале был построен сам храм, а позже выстроена колокольня. Внешний декор собора был выполнен в традициях культовой архитектуры русского классицизма начала XIX века.

Сам храм увенчан пятиглавием с фасадами, декорированными четырех-колонными портиками с треугольными фронтонами. Шпиль и все главы были увенчаны золочеными крестами, с такими же подкрестными главками. Световой фонарь главного барабана украшался металлическими пилястрами. Внутренние стены первого этажа были оштукатурены и украшены фигурной масляной живописью с композициями на библейские сюжеты.

Трехпрестольный нижний храм собора отапливался нагретым воздухом от специальных печей, второй этаж – летний.

Верхний храм собора — однопрестольный, освященный во имя Святой Троицы. Алтарь закрывал деревянный трехъярусный иконостас высотой 15 аршин (около 10,5 метров), примыкавший своими боковыми частями к восточной стене храма.

Окна нижнего света второго этажа были заполнены цветным стеклом. В верхнем ярусе колокольни установили соборные часы (сейчас они находятся в областном краеведческом музее). На двух ярусах звонниц было 9 колоколов, из них самые большие — в 560 и 250 пудов (более восьми и трех тонн.

Весь собор был окружен каменною оградою с железными решетками. С восточной стороны собора размещалась часовня, которая до наших дней не сохранилась.

В 1931 году собор постигла печальная участь многих храмов России: сначала – запрет на проведение церковных служб, затем – превращение в складское помещение, а позже – в керосиновую лавку. Богослужебные сосуды и другая церковная утварь из драгоценных металлов, изъятые большевиками, бесследно исчезли. Иконостасы были разрушены, а иконы разграблены…

Лишь в 1989 году собор был вновь возвращен Русской Православной Церкви и передан верующим. Незамедлительно начались реставрационные работы.

Строителями в том числе была решена сложнейшая задача выпрямления шпиля, наклоненного под значительным углом. Поскольку все лестницы сгнили, реставраторы, как скалолазы, поднялись наверх и на веревках подняли необходимую оснастку и материалы. Автомобильными домкратами выровняли накренившийся шпиль, а высокопрочными скобами скрепили лопнувшие части опорной арматуры. Операция была чрезвычайно опасной, но все закончилось благополучно. Позже строители вспоминали, что явно чувствовали Божью помощь. В настоящее время собор полностью отреставрирован.

Материал подготовлен совместно с сотрудниками ОБУ «Центр событийного туризма Липецкой области»
Источник

 

Смотрите также

В Липецке показали премьеру фольклорно-этнографического спектакля «Память сердца»

Он посвящен 70- летию Липецкой области В Липецке состоялась премьера фольклорно-этнографического спектакля. Песни, диалекты и обычаи жителей Липецкой …

Тихон Задонский, Галичья гора и «Русборг» признаны живым наследием России

На Втором российском фестивале «Живое наследие», состоявшемся на площадках Общественной палаты РФ в Москве, опубликовали …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.