Воронежская художница наткала из старых вещей Москву, Казань и Ростов. Гобелены с такими названиями можно увидеть сейчас в музее народного и декоративно-прикладного искусства. Создавала их Евгения Ножкина в нарушение всех правил классических гобеленов — прямо по центру в арт-объекте может быть дырка, нити переплетаются не от ряда к ряду, а формируют цветовые пятна.
Расположены "картины" в зале так, чтобы выглядеть максимально объемно — для этого их не развешивали на стенах, а крепили специальным образом, кое-где вместе с эффектом объёма у этих гобеленов появляется эффект движения.
Выставка называется "Палимпсест" — это широкое понятие, которое, если объяснить коротко, означает переработку чего-то старого для создания чего-то нового. Изначально палимпсест — это рукопись, написанная на пергаменте, который уже был до этого книгой.
— Когда использовали пергамент и книги стоили очень дорого, новые книги делали часто из старых материалов, — пояснила LipetskMedia куратор выставки Елена Дмитриенко. — Книги распускали на листы, стирали старый текст и поверх него писали новый. Поэтому в рукописных книгах иногда можно увидеть, что старый текст проглядывает из-под нового.
Позже технику палимпсеста стали использовать художники, а потом это понятие вообще вышло за рамки только искусства. Палимпсест Евгении Ножкиной — это старые вещи, которые носили люди и передавали художнице, чтобы она делала такие гобелены. Интересно, что все бирочки, молнии и пуговицы оставлены на месте и вплетены в ткань. Кто-то видит в этих абстракциях пейзажи, кто-то — портреты, кто-то — животных. Но есть и еще одна мысль, которая объединяет эти пёстрые нити.
— Люди в обществе могут друг друга не знать и никаким образом не пересекаться. Иногда каждому из нас кажется, что мы так и живем отдельно друг от друга, такие люди-ниточки. А если задуматься, то картина человечества из этих ниточек и состоит, все судьбы переплетаются друг с другом, — рассуждает Елена Дмитриенко.
В центре экспозиции — огромный станок, на нём расположено сразу два арт-объекта — гобелен с рабочим названием "Липецкий" — гамак, который плетёстя прямо во время выставки.
Название "Липецкий" — временное, предложить свои варианты может каждый. За самое оригинальное название художница вручит приз.
Гамак, как оказалось, плести совсем не сложно. После короткого мастер-класса это под силу даже детям.
Ещё до открытия выставки было объявлено о сборе вещей для создания гобелена про Липецк. Любой желающий может отдать Евгении Ножкиной ненужные шторы, джинсы, платья или даже ремни, которые затем превратятся в предмет искусства. Акция называется "Гобелен цвета Липецка". Сотрудники музея гадают, каким же он будет. Ростовский например, получился пёстрым, в казанском преобладают белые цвета, в московском — шифон, стразы и джинса.
31 января вход на выставку и участие в мастер-классе были бесплатными.